Как происходит распознавание детьми телевизионных жанров?

Телепрограммы создаются по строго определенным формулам. Каждая формула включает в себя свой способ кодировки и правила построения типизированных элементов сюжета (к таковым относятся персонажи, место действия, техника съемки, скорость развития сюжета, звуковое сопровождение и т.п.). Эти шаблоны «заполняются» различным культурным содержанием совершенно разного качества. Помимо того, что жанры являются конгломератом универсальных характеристик, они в то же время образуют совокупность зрительских ожиданий. Например, если программа позиционируется как «новости», то зрительские ожидания по отношению к степени ее соответствия реальности будут очень сильно отличаться от ожиданий, связанных с «фантастической» телепрограммой.



«Реальные» и «нереальные» программы


Дети учатся соотносить характеристики программы с жанрами и располагать их на континууме от самых «реальных» до самых «нереальных». «Реальные» программы имеют дело с тем, что действительно происходит в мире, - сюда относятся новости и документальные фильмы: промежуточное положение занимают «реалистичные» программы - сюжеты и персонажи, которые потенциально могли бы существовать, но воплощаются в жизнь актерами (комедии ситуаций и мыльные оперы): и «нереальные» жанры, к которым относятся сюжеты и персонажи, которые не существуют в реальности и, исходя из опыта и знаний ребенка, не будут существовать (научная фантастика, фантастические фильмы, мультфильмы про животных и т.п.). По мере взросления дети учатся распознавать формальные признаки различных жанров и вырабатывают свои зрительские ожидания по поводу того, в какой степени те или иные программы должны соответствовать реальности.


Дети, которые ходят в детский сад уже способны различать оба конца континуума: новости «реальны», а мультфильмы «нереальны». Для примера я приведу выдержку моего интервью о ситуационных комедиях с Эми, шестилетней девочкой из Северной Америки. Сериал «Полный дом» посвящен трем девочкам, которые лишились матери и воспитываются отцом, его лучшим другом и дядей. Эми пыталась объяснить мне, почему новости отличаются от «Полного дома», ее любимой ситуационной комедии:


Эми: Потому что в «Полном доме» настоящие люди, и они его придумали, и «Полный дом» очень глупый. Интервьюер: Они его придумали? Эми: Ага.


Интервьюер: Значит, люди в «Полном доме» похожи на настоящих?


Эми: Да-да. Они похожи на настоящих, но они глупые. Это почти как новости, но не новости.


Интервьюер: Почти, но не новости? Понятно. Значит, настоящие люди - глупые? И новости о настоящих людях - они тоже глупые? Понятно. Интересно. Эми: И мультики придуманные.


По словам этой малышки, выходит, что мультфильмы занимают вымышленный конец континуума телепрограмм. Комедии находятся в центре континуума, поскольку в них настоящие люди ведут себя «глупо», а новости посвящены серьезным настоящим людям.


Альтернативный способ разделения программ


Дети на стадии конкретных операций могут иметь альтернативный способ разделения программ. Например, есть «хорошие» и «плохие» программы, программы «для детей» и «для взрослых». Дети могут классифицировать телепрограммы и в соответствии с тем, как они воспринимают их содержание: например, ситуационные и семейные комедии могут быть объединены с образовательными программами, поскольку и те и другие основаны на идее заботы и любви к членам семьи. Остросюжетные фильмы и мультфильмы могут оказаться принадлежащими к одному и тому же жанру, потому что и там И там стреляют. Реклама продуктов питания, новости и программа обучения математике были расценены как образовательные, поскольку все они «учат».


В этой связи детям очень трудно определить жанр рекламы, поскольку в ней намеренно размывается грань между правдой и вымыслом и используется целый арсенал аудиовизуальных средств, что способствует росту продаж детских товаров. Исследования детей в контексте рекламного окружения (в США, Европе и Израиле) показали, что зачастую дети уже в юном возрасте, начиная с трех лет, идентифицируют рекламные паузы как другой жанр. Они учатся выделять индикаторы, означающие переход от программы к рекламе (например, логотип, знак или звук, которые постоянно повторяются). Тем не менее способность детей объяснить этот жанр развивается постепенно, как и способность различать отношение к рекламируемому продукту и рекламу этого продукта (например, разбирающийся в рекламе человек может любить продукт, но не его рекламу, и наоборот, то, что человеку нравится реклама, совершенно не означает то, что ему нравится товар). Способность детей толковать этот жанр развивается постепенно. В возрасте, когда они идут в школу, дети могут понимать, что цель рекламы - продать товар, но не могут понять приемы ее тактики и манипуляции. Они продолжают считать рекламные слоганы «реальными», испытывают трудности с распознаванием непрямой рекламы в коммерческих телепрограммах и не понимают экономических механизмов телевизионной индустрии. Однако есть полное основание полагать, что и не всем взрослым дано разобраться в этих сложных перипетиях.


Распознавание детьми телевизионных жанров


Совершенно очевидно, что распознавание различных форм проявления реальности и вымысла на телевидении и жанровая классификация телепрограмм - это отнюдь не тривиальная, бесспорная и ясно очерченная задача. На самом деле, у детей, по мере накопления зрительского опыта, как и у многих взрослых, вызывают серьезные затруднения реалистичные жанры.


В большей степени это обусловлено тем, что телевидение бросает все новые и новые вызовы зрителям по всему миру. В реалистичные фильмы включаются элементы мультфильмов и кадры из документальных фильмов. Некоторые новостные сюжеты основаны на реконструкции прошедших событий и применении средств драматизации. Художественные документальные фильмы комбинируют реальные события и людей с актерами и вымышленными репликами. В рекламу включаются научные данные, и получается «информативная реклама»; новости и развлечения объединяются, и возникает соответствующий «кентавр»; а образовательные программы включают в себя черты развлекательных для совмещения развлечения и образования, такие, как «Большой брат» и «Последний герой», полицейские расследования и программы знакомств целенаправленно смешивают жанры. Они используют формальные черты «реальных» программ («случайная» смена кадров, отсутствие редактирования, отсутствие музыкального и звукового сопровождения). В таких случаях у зрителя появляется ощущение, что ему показывают реально происходящие события в нереальной обстановке (регламентированный сценарий, отбор актеров на определенные роли, неестественное окружение). Все эти жанры продолжают испытывать способности юных, а также старших и более опытных зрителей распознавать и понимать телевизионную реальность.


В конечном счете культурный опыт играет важную роль в социализации и выработке определенного представления о реальности. Псевдо независимые когнитивные схемы оказываются в большой степени культурно обусловленными. Поскольку развитие способности различать вымысел и реальность на телевидении напрямую связано с жизненным опытом, происхождение этого опыта не может не влиять на это развитие. Например, в то время как для Паолы, выросшей в католической Италии, «животные с человеческой душой» с телеэкрана - это вымышленные персонажи мультфильма, для Кумара, приверженца индуизма из Индии, верящего в перевоплощение человеческих душ в души животных, это окажется вполне логичным. Аналогичным образом драматические кадры холокоста евреев будут восприняты как вымысел Хосе из Мексики, а для израильтянки Даны, чьи дедушка и бабушка пережили холокост, все это будет очень реальным и важным. Японцу Юдзи идея о жизни за пределами Земли кажется фантастикой, а Марине из России, родители которой ученые, она кажется вполне возможной. Фильмы о жизни очень богатых людей (например, «Беверли-Хиллз 90210») имеют глубокий реальный смысл для американца Кевина, принадлежащего к высшему классу, но являются невероятной чепухой для Томазелли из беднейших классов Ботсваны. Существует множество примеров того, какую важную роль играет культурный контекст в распознавании вымысла и реальности на телевидении. Эта важная роль культуры, как, впрочем, и половой идентификации.

Популярные сообщения из этого блога

Как понять, что бывший муж тебя по-прежнему любит

Как организовать тематическую свадьбу в пиратском стиле?

Какой музыкальный инструмент выбрать для ребенка?