Если ребенок раздражается из-за трудных задач

Наш сын так расстраивается, когда рисует или строит из кубиков и у него что-то не получается, как он хочет, что начинает плакать. Как предупредить раздражение?



Раздражение является фактом повседневной жизни малышей, поскольку их желания превышают возможности. Хотя иногда расстраивается не только малыш, но и родители, некоторая степень раздражения просто необходима, чтобы подстегнуть развитие ребенка и освоение им чего-то нового. Желание избавить ребенка от всего, что вызывает раздражение, - нормальный родительский импульс - не только лишает малыша необходимого для достижения успехов условия, но и плохо готовит его к жизни в мире, где раздражает очень и очень многое. Ребенку необходимо испытывать раздражение, чтобы научиться справляться с ним и использовать его конструктивно.


Однако абсолютно верно, что, когда ребенку всего два с половиной года и он еще плохо умеет справляться с собственными чувствами, лишняя раздражительность может затормозить прогресс и делать задачу слишком сложной, чтобы пытаться ее выполнить. Кроме того, это может вызвать истерики. Чтобы снять избыток раздражения в повседневной жизни малыша, рекомендуем следующее.


Выбирайте соответствующие игрушки. Даже самый умный ребенок может испытывать чрезмерное раздражение, если игрушки не соответствуют его возрасту и росту. Выбирайте игрушки, которые ставят перед ребенком задачи, но не находятся за пределами его способностей.


Создайте обстановку «могу». Малыш будет меньше раздражаться, если вы позаботитесь, чтобы он спокойно мог манипулировать с вещами, находящимися в его распоряжении. Например, поставьте скамеечку, чтобы ребенок мог спокойно добираться до раковины, купите детскую расческу, чтобы он мог сам причесываться, тапочки на липучках, чтобы ребенок мог их снимать и надевать.


Научите приемам. Окружающее вызывает гораздо меньше раздражения, если вы умеете справляться с ежедневными обязанностями. Для малыша это означает умение поднимать и убирать игрушки на место, пользоваться материалами для творчества, собирать конструктор, одеваться. Терпеливо учите ребенка тому, как делать все это самостоятельно, вместо того чтобы делать за него, и тогда малыш начнет ценить независимость и самостоятельность.


Отнеситесь к раздражению ребенка с пониманием. Если малыш расстроился, потому что верхний кубик все время падает, не похлопывайте его по спине с покровительственным: «и так хорошо». Ребенок считает, что так плохо. Ставя под сомнение его оценку, вы принижаете его способность судить. Похвалите его усилия и признайте раздражение («ты очень старался построить дом, а он все время падает. Понятно, что ты сердишься»).


Не подстегивайте раздражение. Постоянная критика и завышенные требования только углубляют раздражение. Малышу достаточно трудно выполнять собственные требования. Внушать, что ему еще надо жить в соответствии с вашими, излишне.


Предлагайте помощь разумно. Если малышу хочется решить проблему самостоятельно, не препятствуйте. Если постоянно делать это за ребенка, он будет просить помощи, даже еще не начав работу. Но, если малыш расстроился, нуждается в помощи или даже просит ее, помогите, но не больше, чем требуется. Вместо того чтобы перестраивать башню на свой манер («видишь, как это делается?»), помогите ребенку перенаправить собственные усилия («посмотрим, что нужно сделать, чтобы башня не разваливалась. Может быть, тебе лучше положить вот этот большой кубик в самый низ, а сверху те, что поменьше?»). Вложите кусочек мозаики в руку ребенка под правильным углом, чтобы он самостоятельно смог найти для него место. Слегка ослабьте крышку на банке, чтобы малыш смог открыть ее сам. Даже если в результате большую часть работы проделаете вы, следите, чтобы ребенок участвовал в ней в такой же мере, чтобы гордиться собственным достижением.


Поддерживайте, если малыш стремится пробовать снова, снова и снова... Поддерживайте и хвалите: «здорово, что ты так стараешься и не сдаешься. Ты настоящий трудяга».


...но если он хочет прекратить, позвольте. Избегайте давить на ребенка, пытаясь заставить его попытаться еще раз («попробуй снова. Я знаю, что ты можешь сделать лучше»). Прекращение - вполне приемлемый способ управиться с избыточным раздражением, особенно в два года. Знать, когда именно надо кончить, - важное умение в любом возрасте. Поэтому, если малыш решил, что не хочет больше пробовать, и даже если он разрушит башню или порвет рисунок, не останавливайте его. Дайте ему понять, что вы гордитесь его продолжительными попытками, но что прекратить их он может в любой момент. Только оставьте «дверь открытой», чтобы в какой-нибудь другой день попытки возобновились: «может быть, потом ты попробуешь еще раз?» если малышу, отказавшемуся от своего проекта, нужна поддержка и уверения, что он поступил правильно, не отказывайте в них.


Следите за «штормовым предупреждением». Иногда раздражение становится таким сильным, что может вызвать истерику. Постарайтесь вмешаться прежде, чем это случится. Помогите ребенку (если он примет помощь) или переключите его с вызвавшего раздражение занятия на более легкую деятельность либо просто на более пассивное, успокаивающее занятие, например чтение книжки или прослушивание песенок.

Популярные сообщения из этого блога

Как понять, что бывший муж тебя по-прежнему любит

Как организовать тематическую свадьбу в пиратском стиле?

Какой музыкальный инструмент выбрать для ребенка?