Как разработать план передачи ответственности своему ребенку?

Передача ответственности не делается за один раз. Резкое изменение привычного образа жизни одинаково сложно как для подростка, так и для родителя. Прежде чем подросток от роли ребенка перейдет к роли молодого взрослого человека, должно пройти время. Это время требуется не только для усвоения новых навыков, но и для психологической перестройки мышления всех, кто принимает участие в этом процессе. Если раньше вы делали за своего ребенка все, то вам будет очень сложно отказаться сразу от всех дел, которые стали для вас привычными. С другой стороны, и подросток, получив такую порцию ответственности, просто растеряется. Начинайте с малого. Составьте долгосрочный «План передачи ответственности». Распишите дела, которым вы планируете научить подростка, прикиньте, сколько времени потребуется на каждое дело и на закрепление навыка. Лучше всего выполнять одно дело в течение недели, а на следующей неделе добавлять новое. Хорошо, если они будут как-то связаны одно с другим - тогда подростку будет легче вникать в каждую новую задачу. Впрочем, быть может, для вашего ребенка лучше ставить именно разнообразные задачи. Ваш подход должен зависеть от индивидуальных способностей и устремлений ребенка.



Что такое «План передачи ответственности»?


Начинайте с самого незначительного. Например, до сего дня вы каждый вечер напоминали ребенку, что перед сном необходимо принять душ. Скажите ему, что теперь он будет делать это сам, без напоминания. Или предупредите, что теперь ответственность за то, чтобы он утром вставал вовремя, лежит на нем самом. И подарите ему будильник в знак того, что вы действительно больше не собираетесь будить его. Но независимо от того, с чего вы решите начать, лучше будет, если вы объясните ребенку заранее, что теперь изо дня в день вы будете передавать ответственность за его жизнь в его собственные руки. Когда же он научится обслуживать себя сам, вы предоставите ему решать и некоторые домашние дела, касающиеся хозяйства или семейных вопросов. Такие беседы следует проводить каждую неделю. Выделите, допустим, полчаса в субботу утром, обсудите с подростком, как у него получается (или не получается) выполнение текущей задачи, а также составьте план на следующие семь дней. Во время этих бесед обязательно выслушайте подростка, его идеи и представления. Вы будете удивлены, но дети часто высказывают очень практичные и мудрые замечания. Впрочем, если даже его идеи не блещут оригинальностью, старайтесь воплощать их, чтобы ребенок почувствовал «вкус ответственности».


С каким проблемами вам предстоит столкнуться?


Когда станете претворять в жизнь этот новый подход, будьте готовы к тому, что неизбежно возникнут проблемы. Проблема номер один - сопротивление подростка. Чем холоднее ваши отношения, тем больше это сопротивление. Он может просто проигнорировать ваши слова. Другая проблема - трудности при выполнении задачи. Ребенок может согласиться взять на себя ответственность за что-либо, но затем выяснится, что это для него очень сложно. Например, вы сказали ему, что по утрам он будет просыпаться самостоятельно. Но ему никак не удается это сделать. Третья проблема заключается в самом родителе. Он может думать, что, пока ребенок привыкнет, можно ему немножко помогать. Это ошибочный подход, так как передача ответственности - действие, которое направлено не только на подростка, но и на самого родителя. Подросток берет на себя обязательство делать что-то, родитель же берет на себя обратное обязательство - не делать это за подростка. И дети понимают это лучше взрослых. Иногда они намеренно «забывают» выполнить задачу, чтобы проверить, не сделают ли это за них родители. Ваше решение должно быть твердым. Если дочь не постирала свое белье, то мать не должна и прикасаться к нему. Пусть дочь убедится, что ничего не делается по мановению волшебной палочки. Стирка личных вещей - это сфера ее ответственности.


Как составить долгосрочный «План передачи ответственности»?


Составьте долгосрочный «План передачи ответственности» и распределите дела по неделям. Каждую неделю ставьте перед подростком новую задачу, которую он должен будет выполнять в течение следующих семи дней. Задачи могут быть связаны друг с другом (например, одну неделю ребенок учится стирать белье, а другую - гладить) или быть разнообразными. Ищите индивидуальный подход.


Сядьте и поговорите с подростком о том, что вы хотите постепенно передать в его руки всю ответственность за его собственную жизнь. Объясните все выгоды и возможности этого нового образа жизни (например, скажите, что это дает ему больше свободы и что, выполняя какие-то дела, он помогает вам).


Спросите, какая помощь ему нужна. Если он не уверен, что справится без подготовки, научите его.


Договоритесь о способах поощрения за выполненные задачи (например, карманные деньги). Договоритесь также, какие будут последствия, если ребенок забудет о своих обязанностях.


Выделите специальное время для беседы с подростком, когда вы могли бы обсудить, как выполняется задача, а также распланировать следующую неделю.


Что делать, когда у детей входит в привычку о чем-то забывать?


Естественные последствия: не напоминайте ребенку об этом постоянно и не снимайте с него ответственность, выполняя за него то, что он обязан делать для себя сам.


У девятилетней Кендры есть привычка забывать по утрам свое домашнее задание и деньги на обед дома. Каждый раз, когда это случалось, один из родителей добросовестно отправлялся в школу, чтобы завезти ей забытый предмет. Заметив, что это стало привычной практикой, учительница Кендры предложила им воспользоваться естественными последствиями, чтобы разобраться с этой проблемой. Она порекомендовала, чтобы родители в течение двух недель воздержались от дополнительных поездок в школу. Кенара была хорошей ученицей. Если бы она пропустила один-два обеда или недополучила пару похвал, ей это не повредило бы. Родители Кендры согласились.


Во вторник на первой неделе Кендра забыла деньги на обед- Когда подошло время большой перемены, она спросила учительницу, не привезли ли ее родители деньги.


- Пока нет, - ответила та.


Тем вечером Кендра принялась пенять родителям:


- Вы забыли про мои деньги! Я сегодня не смогла пообедать!


- Я уверен, что завтра ты их не забудешь, - спокойно проговорил отец. Больше ничего на эту тему сказано не было.


Кендра действительно перестала забывать деньги, зато в четверг ушла в школу, оставив дома домашнюю работу. Как и прежде, она спросила учительницу, не привезли ли ее тетрадь родители.


- Пока нет, - ответила учительница. Кендра получила за задание «двойку».


И снова Кендра выговаривала родителям:


- Вы забыли привезти мне домашнюю работу! Я получила за это задание «двойку»!


- Ты очень хорошо учишься, - отозвалась мать. -Я уверена, что завтра ты не забудешь тетрадь.


Так и случилось. Когда дети медлят и откладывают «на потом»

Популярные сообщения из этого блога

Как понять, что бывший муж тебя по-прежнему любит

Как организовать тематическую свадьбу в пиратском стиле?

Какой музыкальный инструмент выбрать для ребенка?